Главная » Новости и события » 07.07. Творчество Ф.М. Достоевского. Взгляд из Италии

07.07. Творчество Ф.М. Достоевского. Взгляд из Италии

Стефано М. Капилупи рассказал об отношениях итальянцев, и в том числе итальянских мыслителей к творчеству Достоевского. Позвольте нам передать вам тут некий фрагмент из многочисленных докладов Стефано. Осенью 2012 г. выходит его книга: "Трагический оптимизм христианского сознания: Ф. М. Достоевский":

Эти размышления постепенно идут к обнаружению трагических пространства и мышления в Христианстве. Итальянский философ Серджо Дживоне, великий толкователь Достоевского, как и его учитель Луиджи Парейсон, недавно и правильно подчеркнул, что трагическое мышление как таковое является трагическим постольку, поскольку оно является противоречивым, конфликтным, анти-номистическим, парадоксальным. То есть оно живет антиномиями конечного, оставаясь верным конечному миру до самого конца. В этом смысле такое мышление, след за Шопенгауэром и Ницше, должно быть до сих пор только «светским», и никогда не быть христианским. На мой взгляд, однако, именно Достоевский, чтение «Бесы» которого духовно определяло окончательный поворот Ницше, согласно запискам этого, относящимся его «проклятому» Туринскому пребыванию, сразу сказал миру также о возможности некоего прозрачного трагического христианского мышления. Это мышление - трагическое в смысле фундаментальных философских антиномий и традиционных теологуменов: верность к конечному и верность к бесконечному; спасение всех и спасение немногих; грех и святость (которые продолжают жить вместе и друг другу мешать, или помогать, и в социальном пространстве, и в истори-ческом и экзистенциальном временном измерении); сакрализация страдания с одной стороны, и преодоление страдания в возмо-жности и перспективе духовного и эсхатологического счастья, с другой; антиномия “уже и еще нет” присутствия царствия Божьего, то есть антиномия самой эсхатологии, разделенной между возможностью полноты веры, надежды и любви в настоящем, с одной стороны, и обещанным и кончательным освобождением от страдания и смерти в будущем, с другой; противоречье в идее, которую человек имеет о Боге, идею, разделенную между Его всемогуществом и милосердием (и творительной избыточностью) с одной стороны, и Его нуждой в человеке для проекта спасения человека амого «после» Творения, с другой, - идея, пересекающаяся также с универсальной и глубокой общечеловеческой антиномией между судьбой и вободой; и тогда ли. Эти антиномии верующий призван, с христианской точки зрения, принимать в тайне, которая не является и не должна быть не страхом, не спокойным отказом, но любовью и доверием, не вычеркивая, зато, неизбежные напряжения , которых никогда неиссякаемый поиск истины требует. В этом смысле до сих пор наверно не было достаточно учтено учение Сергия Булгакова, говорящее о диалектике трагедии философии и философии трагедии, - диалектика вполне возможная и преображаемая, по его мнению, и с иудео-христианской точки зрения, в горизонте тринитарного мышления, всегда идущего за принципом «tertium non datur», «третьему не бывать». Это учение важно, по крайней мере, для того, чтобы корректно ставить некую фундаментальную христианскую традицию. Герой Достоевского не просто расколот между верой и атеизмом (что тоже ясно присутствует как колебание, и завет отца Зосимы гласит: “не ненавидите атеистов!”), и не только между религиозным чувством гармонии и философским чувством различений, которые становятся все более и более острыми, а между антиномиями самой иудео-христианской веры. Вера, согласно глубокому толкованию слов апостола Павла, это “жало в плоть” (2 Кор 12, 7), остро жало вопросов, а не список готовых ответов. В этом смысле подлинная вера это мужество спрашивания, и доверие тому, что в ожидании определенных окончательных ответов человек не один, и не разделен от своих подобных.

Курсы Итальянского языка и культуры с носителями

Санкт-Петербург, Литейный проспект, 60 info@centroelitalia.ru
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных
© 2010-2022 Все права защищены «Elitalia»